Рассылка
|
Доклады:
Вступление. Автор: Денис Дата публикации: 2004-09-09
Отец Кабани (ныне, как Далай Лама, перевоплотившийся) и я давно вынашиваем идею семинара по антропологии современного общества. В настоящий момент в нашем распоряжении есть
1. Свободное летнее время
2. Мой иерусалимский балкон, почти 50 м., под звездами
Почему «антропология»? Потому что она предполагает критическую дистанцию. А это именно то, что мы ищем. Как сказали бы мои студенты, «возможность ускользнуть из Матрицы».
Современный западный человек думает, что он
1. рационален
2. реалистичен
3. свободен
4. неидеологизирован
На самом же деле, это, разумеется, неправда. Он несвободен, иррационален, пропитан идеологией и языками власти, и вдобавок живет в мире фантомов. Впрочем, мы не собираемся «доказывать», что это так. Скорее нас интересуют два смежных, и более узких, вопроса:
1. Каким образом подобная система невидимой власти и тотального искажения становится возможной?
2. Каким образом она функционирует? (И еще точнее - каковы механизмы генерации составляющих ее «дискурсов»?)
Каждая встреча семинара будет состоять из двух частей.
1. Доклад и обсуждение «теоретической» темы (см. ниже).
2. Доклад, лежащий в более практической плоскости, - касающийся нашего бытия здесь и сейчас.
Если идея окажется удачной, доклады из второй части можно будет издать сборником, или открыть соответствующий сайт в инете.
Кроме того, это будет своего рода мини-форум, где каждый сможет представить свои идеи; и, что не менее важно, выслушать разумную критику, не сводимую к холопским похвалам или, наоборот, хамству в целях самоутверждения.
И еще: мне кажется, что на основе подобного семинара может сложиться – если не группа единомышленников - то хотя бы некая среда для достаточно осмысленного общения.
Общие темы (в значительной степени – ради восполнения пробелов, которые есть у любого из нас). Собственно, только несколько примеров.
1. Введение в классическую антропологию (от Тайлора и Фрезера до Боаса, Малиновского и Маргарет Мид).
2. Применение лингвистических методов в гуманитарных науках, структурализм в антропологии и культурологии (от Де Соссюра, Трубецкого и Ельмслева к Леви-Строссу, Барту и Лотману).
3. «Мифологии» Барта и «Археологии» Фуко. Культура, история и идеологии, маскирующиеся под «природу».
4. Мир, созданный языком: от Витгенштейна к Деррида.
5. Подсознательное, язык и «символический порядок»: от Фрейда к Лакану.
6. «Бегство от свободы» Фромма и «другой» Лакана.
7. Понятие идеологии и гегемонии: Маркс, Грамши, Франкфуртская школа, Альтюссер, западный неомарксизм. Невидимость власти как проблема.
8. Понятие истории и единичности: Вальтер Беньямин и неоисторицизм.
9. Точные науки качестве Истины; забвение истории науки в качестве необходимой основы ее самолегитимации. Кун, Файерабенд и т.п.
Примеры более практических тем (снова – приблизительно):
- язык власти, отрицающей свою природу власти; «демократия» и «свобода».
- смысловое и символическое пространство постиндустриальной цивилизации: каньоны, рекламные щиты, пляжи, стадионы, суды и т.п.
- парадокс распада ценностного пространства
- мир фантомов и виртуальной реальности; моделирование фактического поведения на основе виртуальных образцов; мыльные оперы
- языки «национализмов» и «фундаментализмов»
- языки «магии» и «эзотерики»; схемы генерации эзотерических дискурсов от «кармы» и «магии цветов» до ДЭИРовской «психологии»; эзотерические сообщества.
- деформация религиозных языков; православие для пролетарских предместий и каббала для «алимов»
- образы коммерциализированной сексуальности и пост-индустриальное общество
- чтение и пост-модернизм
- культура как товар
- проблема неопределенностей в современных точных науках.
Мне кажется, что из сказанного выше, в общих чертах, наш план ясен. Дальнейшее же будет зависеть от того, кто и в каком количестве будет готов принять участие. А вот лето коротко (даже включая сентябрь). Поэтому:
1. Просьба откликнуться быстро.
2. Просьба – хотя бы приблизительно – заявлять темы. Перечисленные выше или любые созвучные.
|
|