Семинар по Антропологии современного общества



    Главная    
    Календарь    
    Доклады    
    Библиотека    
    Форум    
    Комьюнити    



Рассылка


Доклады:

Миф и ритуал в современных эзотерических школах России

Автор: Бен Азай
Дата публикации: 2004-10-16

    В настоящее время магические и эзотерические школы, курсы, интернет-страницы и просто увлекающиеся магией и мистикой жители СНГ и русскоязычного зарубежья представляют довольно обширный, хотя и рыхлый слой со своей субкультурой. Формированию единого субкультурного пространства способствуют электронные и бумажные СМИ, издание обширного списка литературы, возрождение интереса к национальным корням, и, как следствие, к народным обычаям.

    В данной статье будут рассмотрены элементы мифологии и ритуала некоторых объединений, которые могут быть охарактеризованы как «Эзотерические школы». Под школой мы будем понимать здесь такое объединение вокруг наставника или носителя традиции, которое включает, как минимум, две генерации учеников («Герболайф» в этом плане школой является), кроме непосредственной передачи информации (и не только) от учителя ученику, большинство школ публикует литературу, организовывает интернет-страницы и распространяет рекламу. Таким образом, в данное направление входят наставник или группа наставников – организаторы школы, ученики и ученики учеников – иногда десятки человек, а для некоторых направлений – тысячи и, наконец, регулярные читатели книг и интернета, многие из которых пытаются организовывать свою жизнь согласно изложенным в литературе принципам. Их число может доходить до десятков тысяч. Конечно, чем шире круг в данном случае – тем слабее связь с традицией. Многие читатели Лазарева попутно пытаются применять в обыденной жизни, например, принципы «Симорона». Эзотерическая школа по определению претендует на то, что ее адептам становятся доступными знания и умения, недоступные непосвященным; в принципе, ступеней посвящения может быть достаточно много, хотя выстроенные в Новое Время пирамиды (например, 33 ступени Шотландского Обряда масонства) сегодня применяются редко, большинство школ и тайных обществ сегодня ограничиваются 3-10 степенями. Разумеется, сегодня мы располагаем (к счастью) только той информацией, которую публикуют сами школы или добровольно делятся их адепты, протоколы допроса магов и мистиков пока не фигурируют в качестве антропологических материалов по современной России.
    Мы пытаемся проанализировать здесь вклад современных российских и русскоязычных зарубежных школ в развитие магико-эзотерической субкультуры. Таким образом мы несколько произвольно отбрасываем следующие обширные области:
  1. Религиозно-мистические организации всех видов – виссарионовцев, искателей Арктогеи и сторонников Порфирия Иванова – все они не являются эзотерическими по определению, даже если, как последователи Иванова учат способам исцеления, не адаптированным современной наукой.

  2. Наследники и наследницы традиционной сельской и городской магии. Отметим здесь, что если первую все-таки изучают до сих пор, с изучением второй дело обстоит довольно грустно. Находясь в Израиле достаточно сложно было бы провести серьезное антропологическое исследование, посвященное магам-индивидуалам – по большей части, носителям остатков сельских традиций, но уже несколько полколений живущим в городах. Сюда же попадают многочисленные «частные предприниматели», размещающие свою рекламу в СМИ, но, обычно, не публикующие литературу о методах своей деятельности и ее мифологических основаниях. Реклама магов-индивидуалов – место публикации мифов специфического свойства – об их успешной деятельности. Социологический анализ изложенных там историй мог бы служить источником вполне определенной информации о самих магах и целевой группе их рекламы, но, увы, это не является темой данной статьи.

  3. Выпадают полностью российские и зарубежные русскоязычные адепты иностранных магических и эзотерических школ – масоны, кроулианцы, сатанисты, кастанедчики, «Золотой Рассвет», антропософы, суфии и викканцы. При рассмотрении исторических корней мифологии и ритуала той или иной школы , разумеется, будут рассматриваться и влияние этих направлений, но объединения, материалы которых сводятся только к переводам (преимущественно с английского), точнее, сканированию опубликованной литературы в рассмотрение не попадают.


    Зачем магической традиции необходима мифология? На этот вопрос пытались ответить применительно к примитивному обществу. Мосс (стр. 152) говорит о системе представлений магов. Представление о цели, согласно М., включает специфические цели данного обряда и общую картину действия магии, изменения, вызванные магией, связаны с нравственными категориями – любви, мира, обоольщения, страха, собственности, справедливости. Представления о цели обряда связывают мага, сам обряд и его цель в единый конгломерат. Мосс рассматривает три типа представлений – абстрактные неперсонифицированые, конкретные неперсонифицированые и абстрактные персонифицированые.
    К абстрактным неперсонифицированым законам относятся, собственно, законы магии. Старая школа антропологов еще в позапрошлом веке выделила три основных закона магии – Подобия, контакта и контраста. Мосс отмечает, что маги стремятся представить магию в виде науки, подчиняющейся объективным законам. Реально в разных школах есть свои системы законов и представлений о механизме работы магии, на чем мы ниже и остановимся.
    К конкретным персонифицированым относятся, например, законы передачи свойств. Например, при изготовлении амулета из ряда свойств, скажем, драгоценного камня выбирается одно (например, цвет), по которому строится подобие. Этот закон прекрасно иллюстрируют всевозможные школы Фэн-Шуй, размещая, скажем, в «точке богатства» растение с круглыми листьями – существенными свойствами здесь являются округлость листьев, аналогичная форме монет и свойство растения к росту (а, возможно, и зеленый цвет доллара – литература в этой отрасли, в основном, переводится с английского).
    Абстрактные персонифицированные представления – Мосс говорит о духах, демонах и т.п. Собственно, сюда должна относиться христианская и иудейская демонология и ангелология, распространенные сюжеты о астральных существах, пришельцах и Малом Народце. Насколько эти представления абстрактны – вопрос спорный. Многие школы рекомендуют искать учителя – индивидуальное нефизическое существо, другие регулярно с ней (индивидуальностью) общаются.
    Учения школ чрезвычайно разнообразны, но все они опираются на определенные постулаты, не всегда эксплицитно появляющиеся в литературе школы:
  1. Закон причинности – если что-то произошло, значит, кто-то сделал так, чтобы произошло именно это. Малиновский отмечает его существование в первобытном обществе. На уровне определения судьбы человека или общества закон причинночти часто называется законом кармы. Далее будут показаны смысловые различия в понимании механизма данного закона в различных школах.

  2. Понятие о многоплановости мира. Физический, т.е. доступный ощущениям и приборным измерениям, мир – только часть более общей структуры. Практически все школы, претендующие на название магических или эзотерических говорят о множественности планов бытия. Терминология очень сильно зависит от базисного образования автора литературы, но кое-какая общая терминология присуща на сегодня в этой области большинству школ. На практике, частью представлений о многоплановости мира является вера в его разумное устройство и целесообразность, даже, как правило, в существование мирового разума в том или ином виде.

  3. Способность мага влиять на физический мир путем ритуальных действий и без непосредственного контакта с объектом изменения (физическим или информационным). Собственно, признание этого факта есть признание существования магии. Школы здесь различаются только в плане отношения к личности мага – по мнению одних, любой человек непрерывно совершает магические действия, подозревает он это или нет. Другие же считают. Что к этим действиям способна лишь определенная каста людей, или даже вариант, когда маги не являются людьми в биологическом, или, по крайней мере, психологическом плане. Эти представления вплотную подходят к Моссовским обобщениям понятия «мана» - личная магическая сила.


О социальной роли магии.
    Подмеченная Малиновским экологическая ниша магии – там, где есть вероятность неблагоприятного исхода несмотря на соблюдение технологических норм – сохраняет свое значение. Где-то сохраняются простейшие ритуалы, например, присесть на дорожку.
    По упоминавшейся выше рекламе магов можно судить, зачем к ним обращаются клиенты – любовная магия, лечение рака и наркомании, неврологических расстройств, повышение успешности бизнеса, снижение веса. Но появляется несколько новых тенденций. Во-первых, многие магические школы включают в свою доктрину религиозные элементы с свойственной им социальной и психологической ролью. Вполне понятно, в России с гсоподствующим православием большинство эзотерических школ находится в явной или скрытой конфронтации с официальной доктриной, даже если не отменяя, то дополняя ее элементами восточных культов. Разумеется, есть школы принципиально агностические, щепетильно охраняющие границу раздела с церковью. Есть и декларирующие свою преданность православию. Но, главное, автоматического разделения религиозных и магических функций, присущих первобытному обществу в описании Малиновского нет, как, впрочем. Его не было и столетия назад. Другая тенденция, набравшая силу в конце прошлого века – «вторичный» размыв границы между наукой и магией. Если для Тайлора и Фрезера всегда существовала принципиальная возможность проверить результаты научного эксперимента, в отличие от магического опыта, то к концу ХХ века многие эксперименты в фундаментальных областях стали просто уникальными. Научная фразеология стала чрезвычайно широко использоваться для подтверждения религиозных и мистических постулатов. С другой стороны, выпускник гимназии 1900 года мог понять принцип действия любой техники (паровоза или телеграфа), с которой он мог столкнуться. Сегодняшний ученый, не говоря уже об обывателе вовсе не обязательно знает, как работает его автомобиль или компьютер. В «рекламной» мифологии магических школ все больше места занимает починка батареи отопления или поиск стоянки для автомобиля с помощью магии. Видимо, сами по себе «рекламные» мифы – то новое, что привнесла наша цивилизация в мифологию. На Тробрианских островах, с одной стороны, магу не было нужды рекламировать свое ремесло – к нему и так приходили. С другой стороны, вылечил ли он больную ногу вождя, знало все племя. Сегодня необходимость рекламы очевидна, и мифы о могуществе магов прошлых времен, которые умели летать и дышали огнем здесь помогают мало. Но и проверить, что было в действительности с Тамарой П., у которой муж ушел из дому, а дочь стала наркоманкой практически невозможно. (Как на потребительском уровне и невозможно проверить, влияет ли данный продукт на содержание холестерина в крови).

    Законы подобия, контакта и контраста, обнаруженные в качестве всеобщих принципов функционирования магии еще в позапрошлом веке, продолжают функционировать, но в технологиях значительного количества школ они не играют никакой роли. Зато почти все школы используют для объяснения сложившегося хода вещей два универсальных правила. Первое гласит: если обдумывать некую положительную ситуацию, вероятность ее уменьшается (обычно используется формулировка «откачка энергии из ситуации»). Второй закон прямо противоположен – обдумывание отрицательной ситуации ее притягивает. Эти два постулата значительно эффективнее позволяют объяснить любую неудачу мага, чем старые правила «не думай об обезьяне». Вообще, роль мыслительных процессов в магии даже тех школ, которые еще занимаются непосредственно ритуальной магией (т.е. в которых ритуал связан с совершением обрядов) подчеркивается достаточно сильно . Велика доля направлений, где ритуал практически полностью состоит в медитации, и технологии направлены на повышение ее эффективности.

Основные понятия магии.
    Мосс выделил понятие «Мана» - личной магической силы, показав его содержание в различных системах. В общей сложности, разумеется, о личной силе мага говорит любая школа, хотя не всегда в ее доктрине оно присутствует эксплицитно. Некоторые школы напрямую говорят об «исполнительной власти» мага (Подводный), другие рассуждают о кастовой принадлежности (Моносов), ранге мага, наполнении сосуда кармы (Свияш). Не менее универсальны для описания механизмов магии понятия «энергии», «намерения» или «желания», «воли». Энергия – некая мера активности не только мага, но и остальных существ, присущая природе в целом и подчиняющаяся парафизическим законам (ниже будет показано происхождение этого понятия). Описание движения энергии является общим для практически всех школ – возможно потому, что кинэсетические ощущения большинство людей испытывает практически одинаковые качественно, отличая только их силу («мурашки по коже», например). Маг направляет энергию сознательно, волевым импульсом. Желание или намерение – в общем случае свойство подсознания человека, способность мага как раз и состоит в осознанном управлении своими желаниями. Для подавляющего большинства систем общим является и понятие кармы.

    В отличие от традиционного общества, описанного Малиновским, в современном мире необходимы мифы, объясняющие понятия и правила. Хотя бы потому, что они принадлежат чуждой культуре. Современный человек не вырос в традиционном обществе и любой вид магии, как и почти любой вид религиозных отправлений нуждается в пропаганде. При рассмотрении наиболее распространенных понятий выясняются разнообразные пути их проникновения в современную эзотерическую субкультуру. При этом в каждой школе значения даже самых употребительных понятий обычно несколько различаются между собой, а их смысл разъясняется при помощи специфического набора мифов. Следует учесть, что, по крайней мере, часть основателей школ читали не только своих предшественников в области магии, но и Фрезера с Тайлором, издания ин-та Востоковедения, Даля и Малиновского. На терминологию и мифологию эзотериков повлияла и литература фэнтези – от Толкина и Булгакова до Перумова и Лукьяненко. Конечно, переводы и репринты Папюса, Блаватской, Кроули, Штайнера также внесли свою лепту, иногда напрямую, иногда преломившись в том же фэнтези.

Происхождение понятий.
    Ряд терминов происходит из индуистской и буддистской традиции. Карма, мантра, чакра, тантра, кундалини, сансара, йога, нирвана, сиддхи, прана. При этом достаточно часто для обозначения перевоплощений пользуются латинским термином «реинкарнация». «Прана» часто используется для обозначения энергии, а сиддхи – все той же личной магической силы-маны. Индо-буддистская терминология пришла в субкультуру российской эзотерики двумя разными путями – с одной стороны, существовали переводы Блаватской и книги Рериха, основанные на трудах теософов (включая последующую популяризацию индийской культуры Кришнамурти) книги западных эзотериков. С другой – традиция занятия йогой в качестве легальной альтернативы советской идеологии, изучение индийской культуры близкими к кружкам йоги слоями интеллигенции. Пришедшие по этим каналам традиционно-индийские мифы и формулировки получали различные оттенки и наполнение в зависимости от общей грамотности основателя школы, его идеологии и задач.

    Круг понятий китайской традиции представлен терминами Ци, несколько реже Ша, точки, каналы, Фэн-Шуй, дантянь. Понятие о жизненной энергии Ци (в японскй традиции Ки) и общей энергетике организма в китайских школах вплотную подведено к уровню, приемлемому в современном западном естествознании (точнее, его технических приложениях), что дало возможность проведения профессионально-медицинских исследований в области китайских техник целительства. Но для нас главным является то, что именно китайское понятие о жизненной энергии стало основой для применения этого понятия в большинстве школ. Пожалуй именно этот термин имеет максимально близкие, практически идентичные значения в любой эзотерической литературе. Первая волна использования этих терминов восходит к переводившейся еще с 60-х гг. специальной медицинской литературе, литература по ци-гун появилась с начала 90-х годов, фэн-шуй и рейки – с середины.

    Разумеется, достаточно широко используются в литературе и термины Дао, Коан или Просветление. Но на сегодня их уже достаточно трудно отнести к сугубо эзотерическим.

    Западная мистика (христианская и каббалистическая), конечно, наложила свой отпечаток на терминологию эзотерических школ, даже декларирующих свой принципиальный атеизм или язычество. Часть понятий были знакомы из православия, с которым все-таки находившиеся в духовном поиске знакомы были. Часть пришла из книг Папюса и Элифаса Леви, довольно много на темы христианской каббалы рассуждали русские философы-оккультисты начала ХХ века, книги которых как раз стали переиздаваться. Редкие авторы могут обойтись без отсылок к терминам душа, дух, аура, астрал, ангел, демон, благодать, святость, грех, молитва, транс, экстаз. Поскольку технически многие магические ритуалы отталкивались от христианского культа (или от вошедших в него элементов иудаизма и язычества), то описания их в гримуарах оказалось невозможным без слов причастие, освящение, проклятие. Через Парацельса и Папюса дошли понятия элементалей, стихий, гениев, эфира. Конечно, смысл и этих терминов может колебаться, хотя и не очень сильно – все-таки, они оказались достаточно распространенными. Смысл термина «аура», скорее, различается в техническом плане – все согласны, что вокруг тела человека маг или экстрасенс видит светящийся ореол, но что именно он видит – эфирный дубль, энергетический кокон, астральное тело или что-то другое? Астрологические термины пришли, как минимум, из первых веков нашей эры, астрология позднего Средневековья и Нового Времени достаточно четко сформулировала их определения, так что колебания значений в текстах астрологов минимальны.
    На картину современной магии повлияли и антропологи, прежде всего, издававшиеся в советское время Фрезер с Тайлором. Хотя прямое заимствование терминологии как раз встречается редко, скорее, заметны влияния (часто опосредованные, через Кроули и «Золотой Рассвет») на характер ритуалов, в частности, причастий и инициаций. К антропологической литературе следует отнести появившиеся воспоминания различных шаманов. Отчасти этнографический характер носят и произведения Карлоса Кастанеды. Хотя его прямые последователи и не попадают в наше рассмотрение, влияние книг Кастанеды, выходивших в самиздате в 1980-е гг. было достаточно сильным. Термины нагваль или место силы, знак силы распространены достаточно широко, как и понятие точки сборки.

    Сюда же следует отнести использование германской (руны) и древнеславянской языческих традиций.

    Западная литературная эзотерика принесла свои термины и мифы. Прежде всего, сюда относится все связанное со спиритизмом (медиумы, столоверчение), телепатия, лозоходство. К Кроули восходят такие базисные для большинства школ понятия, как намерение и желание, к более поздним, едва ли не Нью-Эйджевским авторам – использование терминов визуализация или любовь. Оттуда же пришли забытые на годы советской власти карты Таро со своей терминологией, мифологией и ритуалами.

    Конечно, существует и собственный вклад российских магов в общий котел эзотерического тезауруса. Даниил Андреев в «Розе Мира» популяризовал понятие эгрегора, введенное русскими теософами в начале прошлого века. В переводных источниках не встречается термин мыслеформа, понятия приворота, сглаза, порчи, энергетического вампиризма более-менее универсальны, но термины в данном случае используются всегда названные, вполне местные. Конечно, смысл в них может быть вложен разный. Наконец, часто используются термины точных и естественных наук – ноосфера, митогенетические лучи, эффект Кирлиан, а то и соотношение неопределенности, черная дыра или многомерное пространство. Разумеется, наполнение этих терминов может совпадать с принятым в научной литературе, а может оказаться и вполне мифологическим.

Мифы могут отвечать на один из следующих вопросов:
  1. излагать устройство мира

  2. объяснять и/или обосновывать движущие силы и механизмы магии в целом или конкретного элемента

  3. объяснять характер причинно-следственной связи


Как правило, в мифологических системах школ отсутствуют мифы чисто «агадического», не связанного с определенной технологической или идеологической задачей характера. Что вполне понятно в связи с малым сроком существования большинства школ и ограниченными ресурсами авторов. Мифы, потерявшие связь с практической задачей пока еще не успели накопиться.

Ритуалы и их связь с мифологией.
    Целью ритуала может быть произведение изменений в окружающем мире, регулировка отношений мага с миром (что очень мало отличается от телигиозного обряда в понимании Малиновского), получение новой информации о мире и самом маге.
    Изменение мира может заключаться в наведении порчи, сглаза, приворота; некоторые школы прямо говорят о повышении вероятности каких-либо событий. Существует довольно много целительских обрядов, обрядов изгнания духов или безличной негативной энергии – в зависимости от принятой в данной системе формулировки. Такие ритуалы называются церемониями очистки помещений или предметов. Существуют ритуалы постановки защиты от негативных воздействий. Отношения мага с Миром могут менятся, а могут, наоборот, стабилизироваться в результате совершения ритуала. Таковы всевозможные ритуалы гармонизации внутренней энергии в У-шу или рейки (или построенные на их основе в большинстве школ). Другим методом повышения энергетического уровня мага является кундалини-йога – в принципе, один из возможных обрядов инициации (посвящения). Таких обрядов довольно много, хотя есть и школы, обходящиеся без формального посвящения. Получение информации также может быть обставлено различным путем – многочисленные гадания – руны, Таро, И-Цзин; осознанные сновидения, методы вхождения в транс и выхода астрального тела, наконец, прямое считывание информации из тонких миров.

    Технически очень значительная часть магических ритуалов на сегодня представляет те или иные формы медитации. Различные школы применяют различные мнемонические приемы, визуальные, слуховые или ментальные символы и конструкции для приведения адепта школы в то состояние, которое в данной практике считается особенно эффективным. Это может быть легкий транс, осознанное сновидение, «остановка мышления» или, наоборот, состояние усиленного контроля за собой; изменение на момент медитации отношения к окружающему миру. В любом случае, речь, обычно, идет о несколько измененном состоянии сознания. Ритуалы этой группы напрямую связаны с одним из основных постулатов, о которых речь шла в начале данной статьи – маг способен изменять мир силой одной своей мысли, без промежуточных носителей. Часть школ кроме медитации пытается регулировать культуру поведения и мышления своих адептов в целом, создавая своеобразные религиозные системы. Некоторые школы, тем не менее, идут дальше, в сторону более традиционных магических ритуалов от шаманских танцев и пения или их современных аналогов (также довольно различных по гензису – от непосредственного шаманизма до того же у-шу) и до использования и создания артефактов. Все давно привыкли к существованию определенного рынка магических предметов – кристаллов, благовоний, фэн-шуйных артефактов, рун, карт, свечей, маятников и рамок. У довольно многих школ и отдельных учителей встречаются технологии гармонизации пространства и улучшения энергетического состояния окружающей среды при помощи различных предметов – свечей, фонтанов, благовоний, фотовспышек и колокольчиков. Часто, но не всегда эти советы связаны с литературой по фэн-шуй. Довольно многие «заряжают» всякого рода амулеты и талисманы.
Распространены и «народные» виды ритуальной магии – с использованием восковых кукол, церковных свечей и кладбищенской земли.
    Отдельные основатели школ, особенно с инженерным мышлением пытаются осмыслить сам процесс «зарядки» артефактов (подвести теорию под создание талисманов пытался еще Парацельс). Наверное более-менее развитые построения получились у моносовцев («Атлантида»), ДЭИР и, в какой-то мере, у Платова. Все теоретические построения такого рода опираются на постулат о многомерности мира.

Ссылки. Нормального реферативного аппарата пока нет, это конспект прочитанной в "Теене" лекции, но, все же, несколько ссылок на литературу упоминавшихся здесь школ:

"Диагностика кармы" Сергея Лазарева
Сайт А.Свияша ("Разумный путь")
Сайт Б.Моносова (школа магии "Атлантида")
Сайт Авессалома Подводного
Сайт ДЭИР

Официальный портал православной инквизиции
Официальная страничка Супремы